Ой!!! Какая косыночка! Дай поносить :-) |
Ангара |
Шаман-камень |
Эвенкийское стойбище |
Людмила и ее рассказМое эссе на тему "Как я провел лето".В отпуск я съездила на Байкал. Хотела в конный поход. Не получилось. Турагентства предлагали безумные цены и не давали гарантии, что к нужному моменту наберется группа. Так что я даже никому из знакомых не предлагала присоединиться. В среднем порядка 600$ на 8 дней + перелёт (250$ где-то). Это, обрати внимание, ПОХОД! С палатками, костром, кашей в котелке, дровами и т.п. Причем в Италию и Испанию на какую-нибудь конную программу цены примерно такие же. А в Словакию, Польшу, Турцию - значительно скромнее. Когда я делилась такими парадоксальными фактами с друзьями, они потешались изо всех сил. Резвились, как могли. Например: будут ли там обнаженные бурятские танцовщицы при свете костра вокруг палаток в тайге танцевать? И т.д. и т.д. - Никто так и не понял - ЗА ЧТО? За что такие цены? Потом, уже там, мы поняли - почему. Иностранцев очень много. А еще и лошадей на русской стороне совсем мало. Но я нашла вариант в 3 раза дешевле. Это был не поход, а турбаза с конями. И в итоге поехали втроем с Наташкой Панащук и ее подругой. Хорошо отдохнула. Фотографий - большая куча (8 пленок. Но я уже отобрала минимум и затолкала их в альбом.). Никаких радикальных приключений не было, так, по мелочи... Но в Байкале мы купались!!! Там это лето, как и везде, очень жаркое было, и вода необычайно прогрелась. В августе там обычно уже не купаются, а у нас была вода градусов 15-17. ОООчень теплая. И все купались. Правда, мы - очень быстро: вжжик туда и обратно. А местные (иркутские, ангарские и т.п.) не спеша вдоль бережка.. Наш поселок - на мысу, где Ангара вытекает из Байкала. Уникальное, можно сказать, место. А вот в Ангаре вода круглый год 3-4 градуса. В истоке она очень мелкая, только у самых берегов есть фарватеры, очень узкие (сама-то она около километра шириной там). А все остальное - 1-1,5 глубиной. И на самой середине из воды торчит камень. Шаман-камень называется. Про него даже легенда есть: все реки в Байкал втекают, их называют его дочерьми. А вот только одна Ангара вытекает. Это она сбежала к Енисею. И в гневе отец-Байкал кинул ей в след камень. Так он и торчит теперь посреди ее истока. А раньше на него на ночь отвозили вроде бы провинившихся, и если человек до утра оставался жив, значит он был невиновен, а если умирал, значит виновен. Мы туда ездили на катере, и не поняли, от чего там можно было за такой короткий срок умереть. И при этом - такая неожиданность - Байкальская вода попадает туда не с поверхности, а с каких-то умопомрачительных глубин, где они тоже всегда 3-4 градуса, как в колодце. Так что когда мы решили там водичку пощупать, пальцы на руках у нас скрючило. А вот зимой зато, она никогда не замерзает (1-2 км от озера), и там круглый год ходит паром с другого берега, по которому идет дорога жизни. Т.к. только по другой стороне Ангары есть автодорога. От Иркутска там всего-то 70 км. Моя дача - в полтора раза дальше! А вот рельеф там очень сложный, и все - сплошной камень, так что построить там что-то не просто. Наш поселок называется ПОРТ Байкал. Я ехала и думала, что за монстра я увижу. Мои опасения не оправдались. В поселке - 5 улочек. Жить можно только в распадках между холмами и горами. Так что улочки - в распадках, причем с нехилыми уклонами, и вдоль берега Байкала на искусственно сооруженной плоскости (ее насыпали, когда там строили кругобайкальскую железную дорог, но это - отдельная история). Отступление: В давние-давние времена в тех местах жили мирные люди эвенки. Хорошо там им было. Теплее, чем там, где им сейчас приходится обитать. Пасли они там свою живность, рыбку ловили, никому не мешали... А потом пришли более напористые буряты, и выгнали оттуда незлобных эвенков. Жили-жили, не помню как долго. А потом, веке в 16, Байкал открыли русские, и немного потеснили бурятов. Сейчас же только южная, юго-западная, западная часть Байкала на территории именно русской, а все остальное - на территории бурятской. Но все равно везде есть шаманские места, бог Байкала Бурхан и т.п. Так вот. Порт Байкал тоже, как мне кажется, уникально место. Было это до поры до времени обычное русское поселение (кстати, бурятских лиц я там не видела вовсе). А как раз 100 лет назад, в 1902, начали строить там железную дорогу - Кругобайкальская называется. Расположение этого поселка, как я уже говорила, практически стратегическое: и Байкал, и Ангара (транспортная артерия в глубь страны!). А тут еще и железную дорогу забацать! Короче, обещало это место стать вообще чем-то вроде местного скромного такого "пупа земли". Поскольку там везде камни и скалы, а берег всего Байкала за редкими исключениями - просто скалистый уклон, уходящий прямо в воду (в том месте - градусов 45-50). А в других-то и вовсе 90. Так вот поэтому, чтобы построить эту самую волшебную дорогу, в том уклоне пришлось вырубать (взрывать) ступень, и на ней уже и прокладывать. Поэтому по объему затраченных средств и по объему проведенных работ эта дорога - самая дорогая в мире. А еще, поскольку угол, сама понимаешь, не строго фиксирован, возникали разные нюансы в виде туннелей и мостов. И по этому показателю – количеству инженерных сооружений, эта дорого тоже занимает первое место в мире. Первый туннель быль как раз недалеко от нашего места. Все ходят эти туннели и мосты смотреть (представляешь, приходит паром, а с него - тучи туристов, причем иностранцев очень много, я даже не предполагала, что в глухой сибирской деревушке на берегу далекого Байкала сидя, бывало, за скромной трапезой, ну, обед, там, завтрак, буду я болтать ненавязчиво на разных иностранных языках. Ну, я-то болтаю только на английском, а другие и послушать приятно...) Причем, как я потом состыковала, про эту дорогу я уже слышала от многих людей, что её надо смотреть. Вот мы, вдохновленные, и пошли в первый день СМОТРЕТЬ первый туннель. Дальше мы не успевали дойти в промежутках между нашими кормежками. Пришли. Посмотрели. Ну, говорим, посмотрели, ну туннель. И что? А теперь, говорят, назад пошли, на обед успеть надо. Он, надо сказать, и правда немного необычный. И кладка, и профиль... Но не настолько, чтобы ломиться со всего мира, чтобы посмотреть на это. Мы не поняли... И только через несколько дней выяснилось, что каждый мост и туннель построен по проектам разных архитекторов. Все эти проекты участвовали в конкурсе, и они даже не только российских инженеров и архитекторов, но и европейских. Так что каждый из них уникален!!! Но мы могли бы все это посмотреть, только сев не поезд. Там еще ходит раза 2 в неделю местный поезд "мотаня". Там всех очень уматывает, т.к. он очень телепается. Можно поднять руку и тормознуть его. Как в рекламе фанты! Но это развлечение - на целый день. Там км 100 туда и еще обратно. А мы там были не так много, чтобы еще и это успеть. И день еще уловить надо было. И упирается эта дорога в БАМ, а примерно там же есть ответвление на Иркутск (в самом конце Байкала). Я говорила, что место это ОБЕЩАЛО стать "пупом земли". Да оно и было им какое-то время. Года до 60-го. Эта дорога шла не только вдоль Байкала, но еще заворачивала по берегу и шла вдоль Ангары до Иркутска. Так что помимо Ангары это была еще одна транспортная артерия. Порт Байкал был мощной перевалочной базой грузов, которые там формировались, сортировались, направлялись и т.п. А в 57-м построили Иркутскую ГЭС. И ангарскую часть такой волшебной ж/д затопило. Артерию перекрыли. Интересно узнать, нельзя ли там было дамбу построить, чтоб ж/д оставить... Вот порт Байкал и стал загибаться. Сейчас там только завод по разливу Байкальской воды. Разлив Байкальской воды - это отдельная история. Я так много узнала там про Грин Пис, и про Байкальский ЦБК. Наш гид Дима был в Гринписовских экспедициях по Байкалу проводником. Так что, можно сказать, информация у нас была изнутри... (Я не поняла, какое у него образование. Слышала версию - ИнЯз, но как-то он очень сориентирован во всех природных явлениях и т.п. А его жена Катя - гидробиолог, в аспирантуре учится, изучает биологию Байкала. Так что нам всю информацию давали с глубоким обоснованием). На самом деле вода в Байкале вовсе не в таком ужасном состоянии, как говорят последнее время. Считается, что страшно отравляет ее тот самый целлюлозо-бумажный комбинат. Но очистные сооружения, которые сейчас стоят на сливаемый стоках, стоят в 4 раза больше, чем сам комбинат. И в той воде, которая выливается, присутствую целлюлозные продукты - фактически то же самое, что попадает в Байкал естественным путем через реки и просто с берегов. Но только в большей концентрации. В итоге у ЦБК изменен состав флоры и фауны Байкала. А о глобальных отравления, говорят, - муть. Теперь на ЦБК будут делать закрытый цикл оборота воды - один раз забрали, и на ней так и работают, очищая постоянно. Забирать дополнительно будут только в счет того, что испарилось и т.п. (Я же в институте водоснабжение предприятий проходила, и закрытые циклы. Так что я все поняла. Вот.) А фенька в том, что одним из спонсоров Грин Писа является Кока-Кола. Все свои напитки они делают на основе воды, забранной где-то в море или окияне, доставленной потом на берег, выпаренной в состояние Н2О, потом искусственно минерализованной, а потом уже бутилированной. Получается гораздо дороже, чем просто из Байкала набрать. И если Байкальская вода попадет на международный рынок, то по ценам Кока-кола будет отдыхать. Так вот чтобы этого не произошло, они изо всех сил стараются, Байкал склоняют. Это тоже было отступление. Но за то из-за своей изоляции и сложности туда добираться порт Байкал остается оторванным от цивилизации, поэтому там еще очень чисто, не людно и т.д. Классно, короче. Мы жили на частной турбазе. Она рассчитана максимум на 40 человек. Но при нас больше 20 не было. Представляешь, какая там обстановка? Практически домашняя. И кормили, соответственно, классно. Ездили на лошадях в первый день - 2 часа, а потом уже нерегламентировано. Главное - к еде успеть. Но иногда Дима договаривался, и нам еду сдвигали, и мы приезжали позже или уезжали раньше. В предпоследний день у нас был однодневный походик (хотя мы все выпрашивали хотя бы 2-дневный), но так сложилось. В этом походике и были те небольшие приключения... А в последний день у нас были соревнования: кружку с водой привезти. И на время, и чтоб вода осталась. Сапог поднять, не слезая с лошади. Типа стипльчез, но без препятствий... Тоже очень весело. Ну, еще шашлыки из кабанчика разок. И из кур... Еще про походик тот самый, опять же; про Листвянку (поселок напротив нашего через Ангару), про Гальцы (краеведческий музей под открытым небом), про обратный путь, про лошадей, про природу я потом еще напишу... |
|||||||
На главную |